Балет Кирилла Серебренникова «Герой нашего времени» (Большой театр)
Свежий, незамыленный взгляд драматического режиссера пал на повесть Лермонтова. По «Герою нашего времени» хореографических постановок еще не было. Ставку сделал на сюжетный балет. В нем три одноактных: сначала «Бэла», потом «Тамань» и «Княжна Мери». Под каждый балет – свой Печорин, каждый узнаваем за счет музыкальной драматургии лейт-тембров: бас-кларнета, виолончели и английского рожка.
Драматический бэкграунд режиссера сказался на жанровой составляющей постановки: не балет – спектакль. Здесь оперные голоса исполняют вокальные партии.
«В мире классического балета, который консервативен, это не встречается, а тут мы осторожно попытались это проявить, чтобы получилось единое произведение искусств, которое не делится по жанру на балет, оперу, а представляет собой единое целое», – рассказывает режиссер Кирилл Серебренников.
От балета что-то все же осталось, и это заслуга балетмейстера Юрия Посохова. В прошлом солист Большого, в настоящем известный хореограф, живущий в Америке, структуру балета он отстоял, в итоге в нем есть и пуантная техника, и адажио, и трио.
«Здесь совершенно новый дуэт – Посохов-Серебренников. В XXI веке хотелось бы больше видеть таких спектаклей, нежели формата классики. Классика жива, а новые постановки – это очень интересно, лично для меня», – делится ведущий солист Большого театра Игорь Цвирко.
Благосклонность к дебютантам в Большом сказалась и на выборе композитора. Музыку для балета написал молодой петербургский композитор Илья Демуцкий. Балетными канонами отчасти пренебрег, мелодии не повторны, структуры построений не квадратны. Хотя писал партитуру мысленно, представляя движения танцоров.
«Сама работа происходила стандартно: сижу дома, работаю за чашкой кофе, в какой-то момент протанцовываю, хотя не имею никакого отношения к хореографии, но внутренне чутье помогло», – объясняет композитор Илья Демуцкий.
Фирменный знак руки режиссера заключается в ее визуальной правдивости. На сцене - герои Кавказской войны. Действительность жизни помогли обрисовать чемпионы мира по танцам среди колясочников.
«То, что здесь сделал Серебренников, спасает балет от пересказа сюжета. Он внес метафорику, что заставляет смотреть балет с интересом», – комментирует постановку критик Майя Крылова.
«Такого балета мы не видели никогда. Впервые поставили героев Лермонтова на пуанты. Это мировая премьера, но она сделана российской группой целиком», – говорит критик Ольга Свистунова.
Видео-библиотека спектаклей здесь: #performance@protheatre
Современная режиссура: #modernprod@protheatre
О танце, хореографии и балете: #dance@protheatre
Все о жизни Современного Театра
#theatre #театр #спектакль #балет #серебренников #ГеройНашегоВремени #Лермонтов